При нормальном развитии ребенок к моменту поступления в школу должен правильно произносить все звуки речи родного языка. От этого зависит успеваемость, способность общаться с учителями и сверстниками. Родители должны понимать, насколько важно вовремя предупредить расстройства речи и письма, иметь представление о нормах развития речи, правилах общения с сыном или дочерью. Загляните на сайт zapyskrechi.ru. Вы перестанете беспокоиться и найдете множество полезной информации, запишитесь на прием к хорошему специалисту.
Правила общения с дошкольником
- При общении с ребенком следите за собственной речью – не спешите, произносите звуки и слова четко и ясно, объясняйте непонятные слова и обороты.
- Слушайте красивую спокойную музыку.
- Больше читайте, заучивайте стихи, работайте с картинками.
- При всем своем энтузиазме не старайтесь форсировать естественный темп речевого развития ребенка, не перегружайте его. Упражнения должны соответствовать возрасту.
- Помните, что искажение слов, копирование детской речи, частое употребление уменьшительно-ласкательных наклонений тормозит развитие детей. Последствия — коррекция дислексии, дисграфии и других дефектов различной тяжести.
- Тактично и осторожно корректируйте ошибки, напоминайте дошкольнику о правилах произношения: продуманно, внятно, неторопливо.
Аспекты развития речи
Развитие речи – гармоничное взаимодействие множества процессов, в т.ч., и фонематических, обуславливающих формирование устных и письменных навыков:
- различение на слух всех звуков речи, их правильное произношение;
- прогресс языкового анализа и синтеза;
- формирование зрительно-пространственных представлений;
- развитие моторики, особенно, мелкой.
Добиться эффекта помогают несложные и интересные упражнения:
- Предложите ребенку узнать, например, звук «Р» в произносимых вами словах, назвать 5-7 предметов из окружения, начинающихся на звук «К», перечислить группы слов по категориям (птицы, животные, цвета), в которых слышится звук «Ж».
- Практикуйте похожие игры на различение мягких и твердых, звонких и глухих согласных звуков в начале, середине и конце слов.
- Развитию навыков языкового анализа и синтеза помогают игры на подсчет слов в предложениях; слогов в словах, составление предложений из 2,3, 4 слов с заданным предлогом или словом, с последующим добавлением слов, связанных по смыслу. Играйте в «Угадай слово», «Рассыпушки», «Где спрятался звук» и др.
- Для формирования зрительно-пространственных представлений хороши упражнения «Найди спрятанное в комнате по инструкции», «Укажи расположение предметов относительно друг друга», «Графические диктанты по клеточкам».
- Чтобы развить мелкую моторику, практикуйте «Пальчиковые игры», выкладывайте узоры из спичек, камешков, природных материалов. Можно купить альбомы для штрихования и раскрашивания, мелкие конструкторы и мозаику, наборы для аппликаций, лепки, вышивания.
Центр запуска и развития речи в СПб: программы для дошкольников
Даже если ребенок говорит абсолютно «чисто», перед школой необходимо посетить логопеда. С будущим школьником будет работать профессиональный логопед-дефектолог в индивидуальном порядке по авторским и традиционным программам.