Иногда родители задаются вопросом: «А нужно ли идти к логопеду, если мой ребёнок не разговаривает? Ведь логопед работает с речью, а у нас ее нет. А к кому тогда идти». Логично. Но всё же, с логопедом работать надо. В случае, когда мы имеем задержку речевого развития (она имеет место быть до 3 лет, далее этот диагноз ставить не корректно; тогда речевой диагноз уточняется), мы должны понимать причины. Они могут быть функциональные — и тогда зачастую достаточно логопедической помощи и организации благоприятных для речевого развития домашних условий. Но также причина отсутствия речи может быть более серьёзной — так называемая органическая задержка речевого развития.
Квалифицированный логопед, специализирующийся на помощи детям раннего и младшего дошкольного возраста, сразу вычислит такого ребенка. Родители должны быть готовы, что им будут рекомендованы проверка слуха, консультация невролога, возможно нейропсихолога или других специалистов, в зависимости от результатов диагностики. А как проходит диагностика неречевого ребёнка? Что смотрят? Как?
В первую очередь специалист старается создать спокойную атмосферу, располагающую к сотрудничеству. Оценка начинается с первых минут — как ребёнок осматривается в новом помещении, в то выбирает для игры и выбирает ли, как реагирует на специалиста и т.д.
Конечно, отдельной важной составляющей является сбор анамнеза. Логопед расспрашивает маму о течение беременности, родов, наличии заболеваний, о темпах психомоторного развития (когда начал держать голову, переворачиваться, сидеть, ползать, ходить и т.д.). Изучает медицинскую документацию.
Непосредственно логопедическое обследование происходит в рамках игры и часто подстраивается под интересы ребёнка. То есть, видя предпочтения ребёнка, специалист по ходу диагностики смотрит и проверяет всё, что ему нужно, в процессе совместной деятельности. Либо, если ребёнок охотно идёт на сотрудничество, предлагает заготовленные занятия. Исследуется активная, пассивная речь (понимает ли ребёнок то, что ему говорят и в каком объеме), развитие высших психических функций. На основании диагностики в конце встречи специалист рассказывает родителю о результатах встречи и выявленных трудностей. Логопед определяет уровень речевого развития и дает свои рекомендации. Данные рекомендации, естественно, очень различны и индивидуальны для каждого ребёнка. Иногда логопеды нашего Нейрологопедического центра «Успех» в Мытищах и Королёве могут назначить стандартные занятия по запуску речи и коррекции звукопроизношения, а в некоторых случаях рекомендуются специальные методики такие, как аудиотренировки Томатис или Биоакустическая коррекция